?

Log in

subj.

This entry was originally posted at http://ykh.dreamwidth.org/77346.html. Please comment there using OpenID.
 
 
19 February 2017 @ 09:52 pm
С самого начала Ребе дал указание хасидам везде где можно, в том числе в нехасидских синагогах, давать уроки хасидизма, если разрешат. Обычно народ слушал сиху Ребе после шахариса, обсуждали в группах и потом несли в массы. Часто в группах возникали разногласия, так или сяк сказал что-то Ребе, или вообще упускали какой-то кусок.
Стали сообща записывать после шабоса, а потом написали письмо Ребе с просьбой отредактировать, чтобы не было сомнений у самих и неувязок в тексте. Ответа не получили. Через несколько недель опять написали и опять нет ответа. На третий раз компанию вызвал к себе секретарь Ребе, грозный раввин Ходаков и вопросил:
- По вашему Ребе делать нечего, как для вас ваши записи редактировать? Вы соображаете, что у него секунды свободной нет? Он же всё время занят тем, что решает вопросы жизни и смерти! По-вашему редактирование важнее?
Народ ошеломлённо молчал, но один набрался смелости и заявил, что это тоже вопрос жизни и смерти, потому что может оживить дух хасидов, и у них будет с чем буквально жить.
Р. Ходаков задумался, а потом спросил: "А можете ли вы обещать, что если Ребе будет редактировать, вы будете изучать эти сихи изо всех сил?"
Обещание было дано. Впоследствии Биньомин Клайн, один из секретарей, рассказал, что Ребе занимался редактированием 10 часов в неделю! Понятно, что Ребе делалл огромное количество всего за минуту, а уж если он выделял 10 часов, значит это что-то совершенно важное для нашей самой жизни.
Р. Шолом-Бер Авцон проиллюстрировал это такой историей.
Александр Сендер Райнин, родственниок Ребе, жил в Париже тогда же, когда и Ребе. Однажды в шабос после полудня он прохаживался по бульвару с женой и встретил Ребе с Ребебцин. Будучи родственником, он позволил себе спросить:
Мы - люди простые, так что это понятно, что мы прогуливаемся, но вы - зять Ребе, и я знаю, насколько вы цените каждую секунду, как это вы прогуливаетесь?
И Ребе ответил:
- Когда королевская дочь хочет прогуляться, мы идём гулять.
Так что надо учитывать то, что Ребецин отказалась от всех житейских удовольствий, чтобы в частности у нас были сихойс.

This entry was originally posted at http://ykh.dreamwidth.org/77160.html. Please comment there using OpenID.
 
 
18 February 2017 @ 08:37 pm
Услышал сегодня ворт от Бени Окунева, кто знает источник - подскажите.
Что Всевышний занёс гору над народом во время дарования Торы, мол, а ну принимайте, а не то замочу, - это Он на себя взял никогда не "развестись" с нами, потому что по Торе тот, кто изнасиловал, не может с ней развестись.

This entry was originally posted at http://ykh.dreamwidth.org/76838.html. Please comment there using OpenID.
 
 
15 February 2017 @ 11:00 pm
Йеhошуа Гринберг сказал мне пару хасидских вортов:
Исро "услышал и пришёл ". Раши говорит - услышал о рассечении моря и войне с Амолеком. Вопрос - как это объясняет, что он посчитал нужным прийти? Мог бы и у себя в Мидьяне восхищаться великими делами Всевышнего. Хасидский ворт: когда услышал, что даже после рассечения моря Амолек напал, понял, что без Мойше не обойтись.
Когда переходили море, Всевышний рассёк его на 12 туннелей по числу колен. А когда Мошиах придёт, рассечёт на 7. А вот 19 Кислева - число 19 - сумма 12-и и 7-и - объединяет в себе величие и духовный заряд рассечения моря и при Исходе и при Мошиахе.

This entry was originally posted at http://ykh.dreamwidth.org/76795.html. Please comment there using OpenID.
 
 
Есть у меня хороший знакомый, клойзенбергский хосид раввин Майер Вайс. Ведёт у себя в Джерси-сити урок по ежедненому листу Талмуда даф йоми для особо продвинутых. Я ему звоню пару раз в год, поздравляю с праздниками. И каждый раз прошу сказать давар-Тору. И вот два или три года назад звонил ему около Песаха. Он сказал вот такой вот ворт.
В главе Бо говорится про 3-х сыновей - вначале про "злодея" - "что это за служение у вас", потом - про не знающего, как спросить - "скажи сыну своему", потом - про простака - "чавой та".
А про сына-умника - говорится в главе "Ваэсханан", аж в хумаше Дворим.
Почему такой порядок? Потому что самое трудное - это работать с "злыднем". Надо начинать со свежими силами. Потом, устав от "злыдня", можно переходить к "не знающему, как спросить". Тут уже не страшно, что немного устал, на него меньших усилий хватит. И так далее.
Ну, мне же неймётся. я предложил альтернативный вариант.
Всё наоборот. Легче всего вывести из Египта "злыдня". Он хоть и баба яга против, но у него куча энюзиазма, он весь горит эмоциями. Достаточно перевести стрелку, показать, куда более конструктивно и нужно направлять свою ядерную энергию в мирных целях, и дело пошло.
Труднее с "не знающим, что спросить". Ему надо всё рассказать, но так как он - чистый, "непотёртый" лист, как в Пиркей Овойс, он всё это может хорошо воспринять.
Ещё труднее с тем, кто говорит "чаво это". Он холоден, ему не особо то интересно. Прежде, чем рассказывать, надо его интерес пробуждать.
И самый тяжёлый случай - это всеми любимый и расхваленный мудрец. Он же мудрец, чего ему ещё надо? Довести до него, что он всё ещё в Египте, в рамках самоограничения - дико тяжёлая работа. Для этого надо закончить весь остаток Хумаша Шмойс, пройти весь Хумаш Вайикра, весь Хумаш Бемидбар и приступить к Дворим.
Р.Маэру Вайсу это не понравилось.

This entry was originally posted at http://ykh.dreamwidth.org/76322.html. Please comment there using OpenID.
 
 
 
29 January 2017 @ 12:12 pm
В детстве (юношестве), прочитав "Бегущую по волнам", я завистливо не понимал главного героя. Там были две девушки - Биче Сэниэль и Дэзи. Биче верила в то, что бегущая по волнам существует "как в недействительность, выраженную вашей душой, как верят в рисунок Калло, Фрагонара, Бердслэя". А Дэзи верила, что бегущая по волнам существует на самом деле в физической реальности именно так, как о ней рассказывается. И вот я не понимал, ведь это же на самом деле сказка, как это может быть физической реальностью.
А став религиозным, и тем более хабадником, я совершенно естественно живу в этой реальности. Более того, раньше я воспринимал реальность как Биче Сэниэль, но сама эта реальность всё таки не ощущалась, как нечто, как бы сказать, окончательно действительное. А теперь - да.

This entry was originally posted at http://ykh.dreamwidth.org/76180.html. Please comment there using OpenID.
Tags:
 
 
28 January 2017 @ 08:51 pm
Рабби Харитонов рассказал за кидушем, сказал, что без подробностей, в самых общих словах.
Некая израильская чета поехала на шлихус в Россию, из которой её со временем выгнали. Посидев немного в Израиле, они отправились на шлихус в Азербайджан. У них уже долго (к тому времени) не было детей. Врач в Азербайджане сказал, что детей у них не может быть. Они поехали на Украину в Гадяч, помолились на могиле Алтер Ребе.
Приехали домой, жена написала письмо Ребе через Игройс. Никакого ответа не было. Пришла на обследование, доктор сказал, что у неё выглядит как какие-то очень серьёзные проблемы со здоровьем (безотносительно детей), что всё очень очень плохо, послал на анализ крови.
Она пришла, сидит, ждёт ответа, проходит мимо врач, говорит, чего вы плачете? Вы совершенно здоровы и ждёте ребёнка.
Родился у них первый ребёнок, потом, со временем, второй, она забеременела третьим. На обследовании врач сказал, что с ребёнком большие проблемы, он будет совершенно неполноценным (не знаю, что там конкретно было сказано). Родители начали морально готовиться, раздумывать, как им организовать свою жизнь с таким ребёнком.
На восьмом месяце беременности снится маме сон: она с мужем сидит у Ребе в гостях, Ребе собирается делать hавдоло, она сидит рядом с Реббецин и видит, что у Ребе сильно по-старчески дрожит рука. Она удивлённо произносит: насколько же Ребе стар?!
Реббецин поворачивается к ней и спрашивает: "Ты разве не знаешь, сколько моему мужу лет? Ты разве не говоришь каждый день его главу Псалмов, которая - по его возрасту?"
"Честно говоря, - нет", - отвечает жена шалиаха и просыпается.
С этого дня она стала говорить каждый день главу Ребе, и ребёнок, как это понятно, родился совершенно здоровым.

This entry was originally posted at http://ykh.dreamwidth.org/75780.html. Please comment there using OpenID.
 
 
08 January 2017 @ 10:23 pm
Седьмой отрывок главы "Вайигаш" явно показывает ужасы социализма или монополистического капитализма:
когда государство или корпорация получают монопольное владение предметом первой необходимости, это ведёт к потере населением частной собственности и к последующему порабощению:) И если монопольная коропорация ещё может остановить себя от отнимания всего и порабощения, как лисица фенек у Сент-Экзупери, то государство не остановить ничем.

This entry was originally posted at http://ykh.dreamwidth.org/75608.html. Please comment there using OpenID.
Tags:
 
 
08 January 2017 @ 10:18 pm
Р. Бенцион Мецгер рассказал (слышал это от самого судьи Сифтона, который председательствовал на суде):
Парень, получивший смиху в Йешива-университете, работал клерком в том суде.
После окончания дела судья спросил его (или потому, что как еврей, этот парень проявил больше интереса в деле, чем другие, или просто, будучи клерком, должен был искать подобные случаи для судьи в качестве базы дел):
- Что ты думаешь об этом деле?
- Обычное дело о наследстве, - ответил клерк.
- Ничего ты не понял, - заявил судья. - Это дело о том, что такое Ребе, в чём его роль и в чём его жизнь.

This entry was originally posted at http://ykh.dreamwidth.org/75301.html. Please comment there using OpenID.
 
 
Есть в Хабаде проблемы? Есть. Были до 3 Тамуза, есть после 3 Тамуза. Связаны они с изначальной структурой организаций, составляющих хабадскую бюрократию? Частично да. Частично - с невыполнением инструкций Ребе, с переделыванием их и подделыванием под себя, когда воспринимается и реализуется та часть инструкции, которая ближе человеку по его натуре. Но это связано с натурой человека вообще.
В личном плане, конечно, невозможность получить непосредственное руководство от Ребе после 3 Тамуза создаёт прямо-таки рану для хасида. С другой стороны, то, как он действует сейчас - бекоях ацмой - собственными силами - это как раз и есть исполнение инструкции Ребе.
Интересно, что, насколько я вижу, при том, что отсуствие руководства и драчки между фракциями в Хабаде создают неприятную атмосферу, вместе с тем всякие мелкие проекты легче устраиваются мелкими группами и имеют возможность начать какие-то хорошие вещи в образовании и в других вещах.
В любом случает есть системные проблемы, присущие любой ортодоксальной группе в наше время, а также и присущие только хабаду. Есть проблемы, присущие любой организации вообще. Есть проблемы, присущие любой общности людей до прихода Мошиаха.
Но когда вдруг кто-нибудь начинает заламывать руки о том, какое исчадие весь этот хабад, приводить доказательства из самых помоечных поклёпов в сети и при этом утверждать, что это честный мусар, и вся цель накидывания дерьма на интернетный вентилятор - хирургическая операция по удалению гнойного нарыва, этот кто-нибудь воспринимается как спятивший паяц. Впрочем, что этому кому-нибудь до чужого восприятия? У него миссия, он в походе за чашей Грааля, рыцарь без страха и упрёка, он выше эмоций, образец чистого разума в прохладных высях утончённого интеллекта. Поэтому его муза веленью Б-жию послушна, и он не оспоривает глупца.
Но разве я чем-нибудь отличаюсь? Разве меня могут подвинуть какие-либо нападки на Хабад? Почему же мои личные нападки на кого-нибудь должны повлиять на него? Потому что его нападки - на весь хабад, а мои нападки - личные?
И должен ли я обращать внимание на эти нападки? Ведь сказано же, что мудрый учится у любого и извлекает урок из всего. И могу ли я отвечать на это с сарказмом и язвительностью? Ведь мне хочется, чтобы если кто меня укоряет, делал это в соответствии с изложенным в маамаре "Им руах хамошейл" и в сопутствующих историях. Что же я сам этого не делаю?
А всё потому, что мусар выглядит на первый взгляд более действенным, чем хасидус. Поэтому и меня, простого человека, тянет мусорить, а не хасидус давать. Не работает мусар как следует.
Read more...Collapse )

This entry was originally posted at http://ykh.dreamwidth.org/75183.html. Please comment there using OpenID.
 
 
 
01 January 2017 @ 11:58 pm
Начало в
1. http://ykh.livejournal.com/72727.html
2. http://ykh.livejournal.com/73047.html
3. http://ykh.livejournal.com/73369.html
4. http://ykh.livejournal.com/73723.html
5. http://ykh.livejournal.com/73790.html
6. http://ykh.livejournal.com/74249.html
7. http://ykh.livejournal.com/75048.html

Вкратце, развитие событий до 35-й главы таково.
Йехидус 1: Ребе, я сумасшедший? - Нет, у тебя две души.
Йехидус 2: Что делать? - Управлять сердцем с помощью приказов мозга и делать всё, что требует Творец в Торе.
Йехидус 3: Меня рвёт на куски, т.к. хочется запретного! - Размышляй, как велик Творец.
Йехидус 4: Помогает, но плохо! - Ты сам не хочешь нарушать! Вспоминай об этом.
Йехидус 5: Тяжело идёт! - Помни, что ты никто и ничто, и так будешь всё время в радости, и тогда справишься.

И вот хасид приходит на 6-й йехидус.
Ну как, веселишься?
Веселюсь. Только по большому счёту, зачем всё это надо? Почему я должен себя так насиловать и ломать и переплавлять? В чём великая цель, если я всё равно свою йецерюгу не победю и не побежду. Это же бесцельное какое-то времяпровождение!
А ты думаешь, - отвечат Ребе, - что у совершенного цадика дела лучше? Ну, то-есть, в чём-то да, но у него тоже есть проблема. Потому что душа человека - свеча. У которой есть фитиль - сама душа, контейнер - тело, масло - его мицвы, ну и огонь - Шхина. Так вот фитиль - какой бы он ни был, из какого бы ни было материала - не мохет держать огонь сам по себе, он углится и скукоживается. А вот масло сгорает без остатка. Причём свет получается не дрожащий и плохой, а хороший и постоянный. Вот так вот и с тобой - душа остаётся недрессированая, но конечный продукт - мицвы - не хуже, чем у цадика, просто само совершенство. Причём и душа твоя и даже тело - становятся натуральными участниками этого совершенства. (Конец 35-й главы).
- Да мне то что с того, что эти мицвы такие замечательные? Я-то сам остаюсь тем, кто есть!
- А для чего по твоему мир был создан? Read more...Collapse )

This entry was originally posted at http://ykh.dreamwidth.org/74830.html. Please comment there using OpenID.
 
 
28 December 2016 @ 12:04 am
Перехожу на dreamwidth. Отключил комментарии. Учусь пользоваться dreamwidth.
Комментировать можно (нужно) там. Пытаюсь понять, как то, что я выставляу там, копировать сюда. Просто копировать?
(Если кто знает - пожалуйста в личку)
 
 
25 December 2016 @ 06:30 pm
Рассказал Леви Джейкобсону шалиях в Англии (забыл его имя, но, кажется, довольно известный джентльмен).
Шалиях вовсю участвует в делах своей общины, работает вместе с литваками и другими хасидами. Как-то раз к нему домой приходит некий пожилой еврей по каким-то общественным делам, видит большой портрет ребе и начинает горячую, злую тираду, поливая грязью Хабад и Ребе. Шалиях молчит, сдерживается, тирада продолжается, время идёт. Наконец (по словам шалияха - через два часа, но я не верю, может ему так показалось), шалиях не выдерживает и говорит, что он об этом типе думает. Тип говорит:
- Думаешь, ты сам такой умный? Да я сам виделся с твоим драгоценным Ребе!
- Да? Ну и что?!
- А он у меня спросил, что я изучаю, я сказал, что люблю мусар, он сказал, что мне имеет смысл изучать "Кунтрес уМааян" Ребе Рашаба и раздел "Игерес аКойдеш" в Тании.
- Наверное, вы ошиблись, наверняка Ребе сказал "Игерес аТшува", судя по вашему поведению.
- Я знаю, что он мне сказал, не спорь со мной! "Игерес аКойдеш" значит "Игерес аКойдеш"!
- Ну и как, изучили?
- Вот ещё!
- Я вам говорю, наверняка сказал "Игерес аТшува".
Шалиях быстро просмотрел свою библиотеку, нашёл у себя Кунтрес уМааян" и дал этому деятелю. Тот взял, как ни странно. На другой день шалиях заказал для этого типа "Уроки по Тании" - 5 томов - и записал адрес доставки - адрес этого деятеля.
Через какое-то время ему звонит другой человек по другому поводу. Еврей умер, его хотят кремировать, не поможет ли шалиях отговорить. Шалиях встречается с родственниками усопшего, произносит пламенную речь и добивается успеха. Но это потом, а во время разговора он говорит, фамилия ваша знакомая. Не родственник ли вы часом тому деятелю? - Сын! - Ваш отец сделал ошибку! Он сказал, что Ребе ему посоветовал читать "Игерес аКойдеш", а Ребе наверняка сказал "Игерес аТшува" (тот ещё тип этот шалиях).
Ещё через какое-то времай ему звонит тот самый деятель. "Вы не представляете, какой у вас Ребе!!!"
"Кунтре уМааян" ему совершенно лёг на душу и на сердце, как сейфер, похожий на книги мусара, сурово призывающий сосредоточенно служить Всевышнему и не отвлекаться на всё посторонне. А в "Игерес аКойдеш" он наткнулся на два письма утешения, где Алтер Ребе в одном утешает учеников р.Мендела Городокера после его кончины, а в другом - р. Леви-Ицхака из Бердичева после кончины сына р.Леви-Ицхака, р. Мойше.
Дело в том, что этот человек осиротел, когда ему было 6 лет - у него умер отец - и он с тех пор и до преклонных лет так и не оправился морально от этого удара, и хотя был религиозный, и у него семья, дети, внуки, но всё равно в душе оставалась боль и чувство, что что-то кардинально не так. А эти письма легли ему на душу и вылечили её.
 
 
25 December 2016 @ 05:50 pm
С того же фарбренгена, Леви Джейкобсон - он работает у Зальцмана в Торонто - рассказал, что произошло у него самого. Женщина обратилась к нему со слёзной просьбой сделать что-нибудь, её дочь собирается замуж за мусульманина. Они оба работают врачами, и вот - служебный роман. Леви говорит, ну я попробую, конечно.
Короче, всретился с ней, час говорил, та всё вежливо выслушала, (а он хорошо говорит, с огоньком, убедительно), говорит, спасибо за отеческую заботу и внимание, но я стою на своём.
Он ещё два раза с ней встречался, и она вежливо соглашалась его выслушать - очень терпеливая попалась, - но ни к чему это не привело.
Леви говорит матери, я сделал всё, что мог, что я ещё могу? Молитесь сами, читайте псалмы, напишите Ребе - на оэль или через игройс, Ребе и сейчас чудеса делает. Та никак не прореагировала.
Через каое-то время прибегает к Леви: "Шеф! всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает! Через две недели они женятся и каюк!"
"Да что я могу сделать?! Я ничего умного больше не скажу. Вот садитесь и пишите Ребе". Села, написала.
Через неделю звонит - свадьба не состоится. Мусульманин радостно сообщил своей невесте, что ему дали крутейшую работу в Лондоне, и они переезжают в Лондон!
- Что??!!!! Ты решил, что мы поедем в Лондон, и не посоветовался со мной? Просто поставил в известность??!!!
- Да это же крутейшая работа! Нам там будет ух как здорово! Ты не пожалеешь!
- А пошёл ты!!! Никакой свадьбы!!!
И вот она сидит и плачет, а мама сочувствующе покрякивает и радуется в сторону.
 
 
25 December 2016 @ 05:12 pm
19 Кислева приезжал р.Леви Джейкобсон, вёл фарбренген. Говорил о том, что для старых хасидов чудеса это была ерунда, а изучение хасидизма - нечто важное, что если бы в их присутствии оживили труп, это бы их не впечатлило, а вот разговор о Высшем и Низшем Единстве - таки да.
Потом привёл пару историй, что иногда замечательные вещи происходят, казалось бы, сами по себе.
Одна история произошла с шалияхом в Мексике, он её на кинусе услышал от этого шалияха.
Шалиях приехал в мексиканский городок, решил налаживать систему с уроков Торы, как множество шалияхов делает. Ему попался бывший израильтянин, очень весёлый приятный, общительный, что называется, хевраман. Ему понравилась идея уроков, и он настоял, чтобы проводить их у него дома. Жена раввина готовила еду, раввин с едой приходил к хевраману и вёл уроки, а сам хевраман благодаря своей хевраманской натуре, приводил всё больше учеников.
Познакомившись поближе за несколько вечеров, или в течение месяца, раввин узнал, что хевраман был "традиционным" в Израиле, в юности стал совсем фраеть и в армии окончательно офраел, поездил по миру (Непал/Индия и т.д.), осел в Мексике, начал какой-то бизнес, и собирается жениться на своей сотруднице католичке мексиканке, с которой он прошёл огонь и воду и медные трубы, и они друг друга любят и уважают и т.д.
Шалиях ничего не сказал, и даже в глаза не посмотрел со значением. Подумал, надо выбрать правильный момент. А время идёт, уроки тоже идут. Шалиях думает, вот на Симхас Тору мы с ним сделаем серьёзный лехаим, и тут я ему выложу.
Приходит Шмини Ацерес, вечернее празднование, хевраман приходит поздно, уходит рано, и шалиях до него не добирается. Та же история в Шмини Ацерес утром, а потом и в Симхас Тору вечером, ан который шалиях особые надежды возлагал. "Ладно, - думает, - придёт он завтра, я, чем бы занят ни был, побегу к нему с бутылкой, мы хлопнем по стакану и опаньки".
Днём приходит хевраман как раз во время кидуша, шалиях бросается к нему с бутылкой (история умалчивает, была ли это смирновка, вискарь или что-нибудь жестоко-латиноамериканское), хевраман делает с ним лехаим на стаканище, у обоих начинают слезиться глаза, и шалиях проникновенно говорит ему:
- Шахрер ота - типа, освободи её (из рабства).
- Шихрарти (освободил), - отвечает хевраман как ни в чём не бывало.
- Что значит "шихрарти"?! - выпучивает на него глаза шалиях.
- Да понимаешь, на твоих уроках я такой кайф чувствовал, что это оно самое, вот я ей сказал, мол, знаешь, я тебя очень люблю, но женюсь только если ты сделаешь гиюр, она - нет, я говорю, ну, я так не могу, я тебя очень=очень люблю, но Его я люблю ещё больше.
 
 
 
18 December 2016 @ 01:01 pm
Эту историю я ещё не слышал. Рабби Харитонов рассказал.
Знаменитый хасид Алтер Ребе, Залман Зезмер, подрабатывал магидством - приезжал в городок, испрашивал позволения у вышестоящих товарищей, выходил к постаменту в синагоге, заворачивался в талис и вещал. Ну и хитренько вставлял хасидские идейки.
Приехал в Воложин, р.Хаим Воложинер позволил ему проповеднуть перед минхой в шабос. Р.Залман произнёс речь, а это была глава "Вайишлах", и вдруг говорит: "Сказано, что Яаков пошёл к Эйсаву. Это значит, что он пошёл к Б-гу". Горячие воложинские мудрецы, услышав такое, стащили его с бимы и знатно поколотили, больно, но аккуратно, чтобы не пустить кровь в субботу и фингалов не оставлять. Потом пришли к р. Хаиму (его не было в тей синагоге), говорят, вот мол какой гад в магиды пробрался. "Приведите его ко мне", - сказал р. Хаим. Привели.
- Что же это ты такое говоришь? - спрашивает р. Хаим, - ведь это ж ересь, причём совсем дикая какая-то.
- Как же ж ересь, когда мудрецы так говорят?!
Р. Хаим задумался ненадолго, потом говорит:
- Ни в Вавилонском, ни в Иерусалимском талмуде, ни в Мидрашах, ни в Зоаре такого нет. Откуда это ты взял?
(в уме моментально просканировал всё это!)
- Ну как же, сказано ж, что вся Тора - это имена Всевышнего, значит Эйсов - тоже Имя Всевышнего!
Р.Хаим усмехнулся и сказал:
- Отпустите его.
(Между прочим, с р.Хаимом связано первое упоминание сотрудничества хасидов и миснагедов. Миттелер Ребе купил участки земли на Херсонщине и призвал хасидов, потерявших всё в войне 12-го года, селиться там и заниматься земледелием "как наши предки во временая Храма", как он писал в письме. Но они не имели ни инструментов, ни жилья, ни крестьянских навыков. Собирали для них деньги всем миром, Миттелер Ребе даже просил помещиков "одолжить" крестьян учить евреев земледелию.
И вот есть письмо р.Хаима и р.Пинхаса Рейзеса, где они призывают жертвовать и предлагают женщинам кидать несколько копеек в спец. копилки перед зажиганием субботних свечей - по монетке за свечку. Это также первое упоминание обычая давать монетки на цдоку перед зажиганием свечей. Это уже от р.Авцона.
ПС. Такона была, что те, кто зажигают больше 2-х свечей обязаны давать, а кто только две - по возможности, типа, 2 свечи - алахическая необходимость, а если на больше есть деньги, то и на крестьян раскошелиться можешь.)
 
 
04 December 2016 @ 09:31 pm
Начало в
1. http://ykh.livejournal.com/72727.html
2. http://ykh.livejournal.com/73047.html
3. http://ykh.livejournal.com/73369.html
4. http://ykh.livejournal.com/73723.html
5. http://ykh.livejournal.com/73790.html
6. http://ykh.livejournal.com/74249.html

Закончив 31-ю главу замечанием, что для того, чтобы радоваться жизни, надо самому себе вдолбить прописную истину о том, что душа - это всё, а тело ничто, Алтер Ребе переходит к 32-й главе.
Говорят, добавил он её в самом конце. Это знаменитая глава о любви к ближнему. Говорят - глава 32-я, число 32, записанное еврейскими буквами - это "лев" - сердце, так что глава о любви к ближнему - сердце Тании.
Алтер Ребе пишет её как бы между прочим. Чуть ли не начиная со слова "кстати".
"Кстати, между прочим", если примешь к сердцу совет рассматривать свою душу как главное, а тело - как второстепенное, то выполнять заповедь любить ближнего как себя будет просто как нечего делать, элементарно, мой дорогой хосид. Тела - это то, что нас разделяет, а души наши у всех из одного и того же источника - из Самого Всевышнего. Т.е. у нас у всех Один Отец, так что все мы в натуре родные любимые и любящие братья. И так как коренная цель всей Торы - вознести душу высоко высоко над телом к Самому Всевышнему и привлечь свет Всевышнего во всю общину Израиля, что возможно только, когда есть единство в общине Израиля, поэтому заповедь любить ближнего как себя - "вся Тора, а остальное - комментарии".
Что же до тех, кого Тора предписывает ненавидеть, так трудно таких найти, а если и нашёл, так заповедь его любить всё равно остаётся.
Read more...Collapse )
 
 
04 December 2016 @ 08:24 pm
На кинусе р.Нисан Дубов рассказал нашему р.Харитонову. Несколько неувязок в передаче, но я постеснялся и-мялнуть самому Дубову.
Короче, к Дубову пришёл по делу какой-то человек, увидел на видном месте портрет Ребе и начал в течение двух часов (рабби Харитонов сказал, что Дубов утверждал, что не преувеличивает) поносить Ребе без перерыва. А Дубов стоял, пыхтел от злости, но не прерывал. Наконец, не выдержал и сказал, что он об этом типе думает. Тот ему говорит:
- Думаешь ты такой умный? Да я сам был у твоего Ребе два раза!
И рассказал, что первый раз ему было около 26-и лет, он ненадолго был в Нью-Йорке и решил посмотреть, что там такое этот Ребе, записался на йехидус. Ребе его спросил, что он изучает. Он ответил, что - "Михтав меЭлияhу" рабби Элияу Елиэзера Десслера. Ребе вынул "Михтав меЭлияhу" из ящика стола, положил перед собой и сказал, что "Михтав меЭлияhу" это посередине между мусаром и хасидусом. И сказал, что посетителю стоило бы изучить "Кунтрес Умаайян" Ребе Рашаба и "Игерес hаКойдеш" из Тании.
- Наверное, "Игерес hаТшува"? - спросил Дубов, потому что "Игерес hаТшува" - это целый трактат, и говорит о том, что такому человеку вроде как должно быть понятно и, судя по его поведению, необходимо, а при чём тут "Игерес hаКойдеш" - сборник писем Алтер Ребе на разные темы, в основном о цдоке, непонятно.
- Нет, "Игерес hаКойдеш"! - заявил гость и продолжил, что в следующий раз он снова пришёл к Ребе через пару лет, ребе на него посмотрел и спросил, прочёл ли он "Кунтрес Умаайян" и "Игерес hаКойдеш", на что тот ответил, что, конечно нет, с чего бы.
В общем, расстались этот человек и Дубов не слишком довольные друг другом. (Я так и не понял, с чего тот человек так наезжал на Ребе - чтобы злобы на два часа хватило, это надо что-то особенное). Однако, перед тем, как тот ушёл, Дубов чуть не насильно впихнул ему свой собственный "Кунтрес Умаайян", а затем заказал "Уроки по Тании" - пять томов - с доставкой тому человеку на дом.
Спустя какое-то время - месяц, год, не знаю, - Дубову позвонил другой человек и сказал, что одного умершего еврея собираются кремировать, так нельзя ли что-нибудь сделать. Р.Дубов сказал, что постарается (и, кстати, у него таки получилось сделать кошерные похороны, но история не об этом), а в конце разговора, узнав фамилию звонившего, спросил, не родственник ли он тогдашнему Дубовскому гостю. Таки да, оказался сын.
- Твой отец сделал ошибку, - безапелляционно заявил Дубов, - сказал, что Ребе ему сказал изучать "Игерес hаКойдеш", а на самом деле наверняка речь шла об "Игерес hаТшува"!
Через несколько дней Дубов получил и-мэйл от своего сурового гостя.
"Ты не представляешь, что у тебя за Ребе!" - начиналось послание. "Кунтрес Умаайян" ему действительно лёг на душу. Там от читателя сурово требуется быть человеком в стиле мусара (хотя это чистый хасидус). А вот насчёт "Игерес hаКойдеш"...
Когда ему было 6 лет, у него умерла мать, не дай Б-г никому. И он с тех пор так никогда по-настоящему не утешился. Прошёл через всю жизнь, и женился, и дети и внуки и работа и т.д и т.п., и так никогда не утешился. Но вот прочитал в "Игерес hаКойдеш" 27-е письмо, где Алтер Ребе утешает скорбящих о hисталкусе р.Менахема-Мендла Витебскера (hОродокера), и 28-е, где он утешает р.Леви-Ицхака из Бердичева о hисталкусе его сына р.Меира (помните песню "Меирке майн зун"?), и в этих письмах он, наконец, нашёл утешение.
 
 
04 December 2016 @ 06:39 pm
Довид Холландер прожил 96 лет и был самым долгослужащим синагогальным раввином (с 1942-го по 2009-й, когда он умер). В 80-е годы он хотел выйти на пенсию, но Ребе отговорил его, сказал: "твоё раввинство - на всю жизнь".
Как-то раз ему предложили стать раввином в общине в Южной Африке. Он съездил, ему понравилось, он понравился, дело было на мази, осталось спросить Ребе. Ребе строго сказал: "Ты что, хочешь дезертировать с передовой во время боя?!!!" Р. Холландер остался.
Ездил он в Советский Союз. Выступил в синагоге в субботу, на выходе к нему подошёл один человек и сказал: "Вы только что нарушили субботу." "Чтоооо?" "Вы зажгли в нас такой огонь своей речью!"
Его последние годы были в синагоге на Брайтоне. Под конец синагогу делили с Хабадом. Незадолго до смерти он рассказал Авремлу Окуневу, что в 50-х пришёл к Ребе на йехидус и попросил броху на детей - у него не было детей. Ребе опустил голову и какое-то время сидел молча. Затем поднял голову. По щекам у него текли слёзы. "Делай как я, - сказал он, - и не будет так больно". (Имелось в виду, что должен быть всё время занят общественными делами).
Ицхак Гронер, австралийский шалиах, спросил у р.Холландера, почему он так много работает над своими субботними выступлениями (ещё когда он был в Бронксе, в субботу, где молитва начиналась в 9 утра, в 9:15 уже все 700 мест были заняты, а в 9:30 запирали синагогу, потому что она была забита под завязку - все ждали его выступления). Р.Холландер грустно ответил: "А что мне ещё остаётся?" (Имея в виду, что детей у него нет.)
Позднее Ицхак Гронер сказал: "Не помню другого случая, чтобы я не нашёлся, что ответить".
 
 
15 November 2016 @ 06:57 pm
Начало в
1. http://ykh.livejournal.com/72727.html
2. http://ykh.livejournal.com/73047.html
3. http://ykh.livejournal.com/73369.html
4. http://ykh.livejournal.com/73723.html
5. http://ykh.livejournal.com/73790.html

В главах 1 - 8 Алтер Ребе объяснил хосиду, как его души работают, в гл. 9 - 15 объяснил, как использовать естественное доминирование мозга над сердцем, чтобы правильно себя вести в действии, речи и мыслях, в гл. 16 - 17 посоветовал, как использовать это же естественное доминирование мозга над сердцем, чтобы менять свой характер (любить Всевышнего так, чтобы не просто служить Ему, а ещё и ощущать гешмак от этого служения), в гл. 19 - 25 объяснил, как подбадривать себя, когда натяжка между тем, что делать и что чувствовать становится невыносимой - включать естественное скрытое врождённое сущностное нежелание еврея быть, хас вешолом, оторванным от Всевышнего даже на момент. Получилась вроде бы совершенная самодостаточная система. Можно книгу заканчивать. А ещё остаётся 28 глав. Что происходит?
Жизнь бьёт ключом по голове. Рутина заедает. И систему становится психологически трудно претворять в жизнь. И с 26-й по 34-ю главы Ребе объясняет, как себя заставить служить, преодолевая преграды, которые ставит жизнь.
Первая проблема - это грусть-тоска, которые могут подобраться по разным причинам. Алтер Ребе разбивает все эти причины в пух и прах. Производит полную демотивацию депрессии.
Во-первых, служить надо с радостью, это вообще мицва. "Служите Ашему с радостью". Во-вторых, тот, кто бодр и молодцеват, легче победит врага.
Read more...Collapse )
 
 
 
14 November 2016 @ 05:50 pm
Разгорелся у меня спор с Йосей Гехтом, столинским нашим хосидом. Он утверждал, что мумар леhахъис - "нарушающий назло" - в наше время вполне можно применить хотя бы к бросившим религию рождённым в религиозных семьях, которые делают организации по "разпрограммированию" религиозных. А я утверждал, как злостный хабадник, что нет таковых в наше время, потому что для начала надо понимать вообще, против чего ты выступаешь. И без хасидуса тут нельзя сказать, что человек понимает, о чём речь. И с хасидусом тоже может вызубрил как попугай, а внутрь не пошло.
Спросил я потом раввинов, привели мне историю, что на одном фарбренгене знаменитый реб Иче дер Масмид, про которого говорили, что он бейнони, сделал хороший лехаим и расплакался, говоря, что только то, кто изучал хасидус, может быть в наше время настоящим апикойросом. Он имел в виду себя, но фраза была общей. Предыдущий Ребе выразил неудовольствие этим высказыванием. Выглядит так, что по двум причинам. Во-первых, нечего на себя бочку гнать (тем более Иче дер Масмиду), а во вторых нет сегодня апикойросов.
А вообще сыр-бор у нас с Йосей разгорелся из-за такой истории, которую он рассказал.
Read more...Collapse )
 
 
11 November 2016 @ 01:58 pm
Начало в
1. http://ykh.livejournal.com/72727.html
2. http://ykh.livejournal.com/73047.html
3. http://ykh.livejournal.com/73369.html
4. http://ykh.livejournal.com/73723.html

Что мы имеем пока что? Хосид исполняет всю Тору как цадик, и его "морщит не по-детски", потому что его "я" остаётся всё той же грубой скотиной, и он, соответственно, "занимается нелюбимым делом". Поэтому первый совет: думай о том, как велик Всевышний и как грехи от Него отбрасывают. На этом этапе Алтер Ребе не вдаётся в подробности, (так как хосиду в этот момент так плохо, что ему не до подробностей,) говорит, мол, иди, размышляй об этом, и станешь со временем чувствовать соответственно. Цадиком ты не будешь, так что на полное снятие этого разрывающего диссонанса надеяться не приходится, но во всяком случае будет гораздо легче.
Но процесс этот идёт медленно, а что-нибудь нарушить хочется прямо сейчас.
Алтер Ребе говорит ему:
- Про праотцев наших слышал? Слышал, что они были колесницей для Всевышнего? Т.е. воля и желание Всевышнего были их собственными личными волей и желанием?
- Так это у праотцев, а я хочу грешить!
Read more...Collapse )
 
 
09 November 2016 @ 10:00 pm
Начало в
1. http://ykh.livejournal.com/72727.html
2. http://ykh.livejournal.com/73047.html
3. http://ykh.livejournal.com/73369.html

Итак, что мы имеем?
На первый йехидус хосид пришёл с жалобой, что его разрывает на части между добром и злом, и Алтер Ребе говорит ему, что так и надо, поскольку у него две души. (Гл.1 - 8)
Хосид уходит счастливый, что он не сумасшедший, с некоторыми знаниями об устройстве этих душ и динамике отношений между ними. Но потом замечает, что жить ему стало не особо легче. Приходит на второй йехидус и спрашивает, что ему с этим всем делать, как жить дальше? Ребе отвечает ему (Гл. 9 - 15), что психологический принцип "моях шалит ал hалейв бетойлдойсой" - интеллект управляет эмоциями по самой своей природе - можно и нужно применять, чтобы вести себя как цадик, хоть и не будучи таковым в натуре (помня о том, кстати, что мысли, размышления - это тоже поведение в данном контексте).
Хосид уходит счастливый. А потом возвращается. И возвращается он такой несчастный, каким он никогда ещё не был. Ему реально плохо.
- В чём проблема? Ты делаешь, что я тебе сказал? Интеллект эмоциями управляет?
- Дадададада....
- Так что?
А вот что. Получается у хосида жестокий диссонанс между его поведением и внутренним миром. Как натянутая пружина, которая натягивается всё больше и больше. Когда делаешь всё как надо, а самому это внутренне пофигу, и хочется вместо этого играть на балалайке, как Лев Толстой в анекдотах про писателей. И вот в этой ситуации случается чаще всего, что евреец, хас вешолом, оставляет религию с фанфарами и фейерверками или же ходит как живой труп, когда все ритуалы делает по привычке (чисто внешние действия, не мысли и даже не обязательно речь, да и действия как попало), и ему на всё это спокойно и скучно наплевать.
Read more...Collapse )
 
 
08 November 2016 @ 05:19 pm
Начало в
1. http://ykh.livejournal.com/72727.html
2. http://ykh.livejournal.com/73047.html

Исход войны номер 5.
Война не кончается. Идёт. И йецер тойв всё время побеждает. Но йецер hора не сдаётся и нападает опять и опять, и вновь продолжается бой. Это вот нате вам пожалуйста, Бейнони. (конец 12-й главы)
И таким образом война идёт, и бейнони всё побеждает и побеждает и всё никак не победит до конца своих дней, и хотя он ведёт себя как цадик во всех отношениях, цадиком он не становится и не станет. Во время молитвы, надо сказать, он может (хоть и не обязательно, об этом позже) достичь иногда уровня, когда йецер hора его не беспокоит. Но пока тфилин будет складывать, йецерюга - опаньки - опять перед ним во всей красе. Но он её опять отбросит.
Поэтому оба йецера бейнони "судят его", то-есть подзуживают, но не оба властвуют над ним. В отличие от цадика. (конец 13-й главы)
И вот таким вот бейнони, который всегда побеждает, но у которого война не кончается, может и должен быть каждый. И как же бейнони это делает? А просто решает и делает! А это потому что Всевышний сотворил человека таким образом, что по своей природе интеллект человека управляет эмоциями. И это относится и к действиям, и к словам и к мыслям. И любой человек, если захочет, может себя контролировать в любой момент своей жизни. А если нет - иди к психиатру и пей пилюльки, ибо больной.
Шейс Тауб проиллюстрировал это примером, который любой легко может себе представить. Read more...Collapse )
 
 
08 November 2016 @ 02:51 pm
Начало в http://ykh.livejournal.com/72727.html
Продолжение скучнной части перечисления ингредиентов.
У животной души такие же атрибуты, как и у б-жественной. Только оперируют немножко по другому. У б-жественной души интеллект порождает эмоции. А у животной он лишь управляет и направляет эмоции. Поэтому от интеллекта животной души не зависит, какие будут эмоции, а будет зависеть, будет ли человек любить напиться и дать кому-либо по морде или наслаждаться концертом Спивакова.
И как и у б-жественной души, у животной есть свои одеяния - мысли, речи и действий. И это - все мысли, речь и действия, которые не являются Торой и заповедями. Они могут быть как из 3-х нечистых клипос (конец 6-й главы), так и из клипас нога.
И даже если человек ест, чтобы жить, это - от клипас нога, поскольку не от святости. А вот если ест специально, чтобы стать аппаратом выполнения заповедей и изучать Тору - тогда всё в порядке. Если еда кошерная.
Так что, если наслаждался чем-либо не ради заповедей, это в лучшем случае просто огрубляет душу, а в худшем - увечит её, и нужны всякие очищения в гееноме. Или, что лучше, сделать тшуву. Чем больше урон душе, тем большую тшуву. Как апогей увечья душе Алтер Ребе приводит того, кто родил мамзера. Предыдущий Ребе отмечает, что может быть такая крутая тшува, что мамзер умрёт! (конец 7-й главы)
Read more...Collapse )
 
 
 
08 November 2016 @ 12:48 pm
Где-то как-то обещал бли недер leechka_haifa (не то, чтобы ей это особенно было нужно), пересказать Танию "в лёгком изложении".
Когда-то лет так 18 назад был я в Кэтскилс "на летней сессии" йешивы hАдар hАтора для баалей тшув (единственный мой опыт учения в йешиве в тот и в следующий год). И был там один серьёзный молодой человек (помню, как не мог ответить на какой-то его вопрос, и это меня огорчило), который сейчас стал знаменитейшим раввином Шейсом Таубом. То-есть тогда он тоже был Шейсом Таубом, но не таким знаменитым. А сейчас он разъезжает по миру и даёт умопомрачительные лекции на всякие темы.
И одна из тем - как устороена первая часть Тании - Сефер шел Бейноним.
Он говорит, что как всякий хабадник, читал Танию из года в год и не понимал, что там происходит. Пока не стал составлять для себя нечто вроде карты. Он думал, что он один такой непонимающий, что все-то там всё разбирают и понимают, как и что. А когда он эту карту издал, проконсультировавшись сто раз до этого со всякими умными хасидами, в том числе Йоэлем Каном зз"г, и стал делать лекции на эту тему, ему стали говорить, мол, вот теперь-то я знаю, как это устроено, спасибочки.
Так вот его лекцию с Б.П. я и начну пересказывать. С некоторыми собственными добавками.
В предисловии Алтер Ребе честно и открыто говорит: Книга - серия советов, которые он повторяет изо дня в день на те же самые вопросы, так что ему надоело уже повторять всё, вот он и собрал всё в одно место. И называется это собрание Книга Средних. Так что это своего рода рецепт. Приходит к Ребе сырой материал, Ребе ему даёт рецепт, пришедший следует инструкциям, и на выходе из него получается пирожок - самы настоящий Бейнони. Так что Тания это скорее поваренная инструкция, чем энциклопедия.
Read more...Collapse )
 
 
06 November 2016 @ 08:56 pm
Сегодня ездили в Лечворт Парк, с нами поехали (вернее, взяли нас) Гехты, первый раз туда сподобились, золотая (но уже опадающая) осень, каньон, водопады, все дела, красоты, короче, все довольны.
Пка ехали, Йоси дал нам послушать драшу какого-то литовского рава (по происхождению из сефардов), который говорил о кризисе с шидухами в литовском мире. Предлагал несколько средств, которые все надо использовать:
молитву, снижение запрашиваемых стандартов, знать, на что смотреть (только на мидос, деньги, супер-красота, происхождение - нафиг), сознательное снижение разницы в возрасте между женихами и невестами, веру в мудрецов и личные усилия чтобы стать шадханом - активно смотреть, кого можно свести вместе.
К идее веры в мудрецов рассказал такую историю:
На праздновании золотой свадьбы одной пары собралась вся многочисленная семья, один из внуков спрашивает деда: "У вас с бабушкой, кейн айн ора, всё есть - и здоровье и деньги и дети, чем вы этого удостоились?"
Дед рассказал. В Иерусалиме была одна семья, где дочка сравнительно долго не могла выйти замуж. Наконец, сделали шидух с одним парнем из йешивы. Свадьба вот-вот начнётся, все ждут великого мудреца и праведника р.Йосеф-Хаима Зонненфельда. Тем временем, готовят тноим. И вдруг жених говорит: Нет, нет, нет, я не могу, нет, ну просто не могу, я отказываюсь. Его начинают уговаривать, да ты что, да ведь всё же в порядке. Он вскакивает и убегает, его не могут найти. Отец невесты говорит, я просто не могу пойти на женскую сторону, сказать жене и дочке, я просто не могу, дочка этого не переживёт после всех мытарств.
Тут приходит р.Зонненфельд, ему сообщают о происшедшем, он задумывается, потом выходит на улицу, там тусуются офигевшие бохеры, приятели жениха. Р.Зонненфельд говорит: Кто хочет заработать сейчас ойлом або и ойлом азэ? Ну, все, конечно, хотят. А что надо? А вот надо жениться на брошенной невесте, которая ещё ничего не знает. Тут один говорит, не, я не могу, родители прибьют; другой говорит - у меня галстука нет. Один говорит: квод а рав, это точно обещание? Р.Зонненфельд говорит, да, обещаю. Ну, тогда я согласен.
Осталось сообщить невесте. Р.Зонненфельд идёт, говорит, уважаемая невеста и уважаемая мама, мазал тов, тут у нас небольшая заминочка, знаете, ну бывает, на свадьбах иногда мелкие неполадки происходят, вот жених исчез, но это ничего, у вас другой, лучше прежнего есть. Как исчез?!!! Куда исчез??!!! Да куда-то исчез, бывает, знаете, но со свадьбой всё в порядке, жених у вас, повторяю, лучше прежнего. Да где же наш жених???!!! Да исчез, исчез, никто не знает, но это и к лучшему, уверяю вас...
Ну и так далее. Наконец, невеста, прослезившись, говорит, да, да, согласна, верю вам, квод арав.
Ну вот, - говорит дедушка, - это мы с бабушкой вашей и были.
 
 
05 November 2016 @ 10:59 pm
Один парень из Франции (из Брюнуа) по имени Йехиэль пытается попасть в Торонто, куда его приняли на программу по смихе. Но так как Канадские погранцы зверствуют в последний год, он застрял тут, в Буффало, ночует в синагоге, а община его по очереди кормит. Млаве Малку он сегодня кушал у нас, рассказал вот историю.
Один из хасидов Алтер Ребе был очень беден, но на суккос у него всегда собиралась толпа, и они каждую ночь праздновали до утра. Сукку свою он сытроил из того, что ходил по городу и собирал непонадобившиеся веточки и рова у других суккостроителей.
Соседом его был миснагед, очень богатый, владелец фабрики, на которой практически все жители штетла работали. И его очень доставало полуночное не очень трезвое пение хасидов в суккос, спать ему не давало. В один год он так обоизлился, что сказал своим работникам - кто ему даст древесину на сукку, выгоню с работы. И не дали.
Хасид грустно пошёл бродить по городу, думая, где достать материалы, пока не дошёл до кладбища. А там - хевра кадиша. И у них куча заготовок для надгробий: "Здесь похоронен" уже выгравировано, осталось только имя добавить.
Хасид говорит, одолжите до после праздника. А чего, говорят, бери. В общем, помогли ему дотащить несколько плит, и он сделал себе крутейшую сукку.
Ну и в первую же ночь несчастный миснагед опять не может спать из-за лехаимов и распеваний.
В общем, оделся он, пришёл к хасиду, смотрит - стоит, стоит сукка! Он - внутрь, мол, что за дела? Откуда сукка?
Хасид ему говорит:
Да вот гулял около кладбища, встретил там ангела смерти, он мне, мол, как дела? Да вот, говорю, с суккой проблема. А ты тут чего делаешь? Да вот, говорит ангел смерти, пришёл васехго фабриканта забирать. Я ему говорю, да брось ты, он всегда такой хмурый, в веселье ничего не понимает, разве ж это жизнь? Он говорит, да ты прав, ну вот можешь его надгробие взять себе на сукку. Видишь? - говорит хасид миснагеду - тут только имя твоё вписать осталось.
Ну, тот намёк понял, говорит, как же мне стать весёлым? А это тебе только Ребе в Лиозно поможет.
Ну и помог.
 
 
Сегодня во время кидуша Мешулом Хольцман рассказал.
В Антверпене есть синагога, не тронутая немцами во время войны, единственная из 60-и синагог. Литовская, между прочим.
В этой синагоге с незапамятных времён было жёсткое и сурово проводившееся в жизнь правило - никаких разговорв во время молитвы. Вот так то.
Йоси Гехт рассказал (со слов Пейсаха Крона, вроде бы, но он не уверен), что в одном штетле были синагоги, по профессиям, как это часто бывало. Синагога портных, синагога ювелиров и т.д. Только синагоги кожевников не было. Кожевники ходили в разные синагоги, но каждого из них просили сидеть подальше ото всех в углу. Поскольку из-за их ремесла в них въедался мерзкий запашок, и никто с ними не ходел быть рядом. Пока, наконец, один из раввинов не посоветовал им сделать свою синагогу.
- Хорошо, - сказали кожевники и сделали свою синагогу. И как во многих синагогах, был там один "шушкер", который, когда во время молитвы сильно болтали, "шушкал" на болтунов, кричал "Ша! Ша!". Но в отличие от других синагог кожевники слушались его и переставали болтать, так что в конце концов приучились не болтать. И их синагога осталась нетронутой во время войны в отличие от.
И есть разные мнения, чем они это заслужили: тем, что не болтатли в конце концов или тем, что были достаточно смиренными, чтобы слушаться, когда на них шикали, или что смиренно послушались раввина и сделали свою синагогу, когда им сказали, мол, чем доставать других своим запахом, варитесь в собственном соку, или тем, что были достаточно смиренными сидеть в углу подальше отот всех.
 
 
03 November 2016 @ 04:34 pm
В "Шаар hайихуд веhаэмуно" Миттелер Ребе (кажется, на 46б) пишет, как важно в служении, чтобы "глаза были обращены вниз, а сердце - наверх" (Йевомос 105б), что если не так, то будет духовно опасная смесь.
Короче, попробовал я для себя вкратце обрисовать все четыре возможности.
Куда обращено сердце - это сокровенная сущность еврейской личности, которая связана со Всевышним и превосходит интеллект.
Куда обращены глаза - это интеллект.
1. "Глаза вниз, сердце вверх". Здоровая ситуация, когда сущностное стремление обращено к сокровенному "Я" Всевышнего, а интеллект разбирается с тем, как Всевышний оперирует в нижних мирах. Разобрался с нижним, можно разбирать следующий уровень. Это не значит, что не нужно "думать" о "высоком", но разница между понятиями "знать что-то" и "знать о чём-то". Знать что-то - значит и чувствовать это. Например, чувствовать, как Всевышний постоянно творит Вселенную из ничего.
2. Глаза вверх и сердце вниз. Всё знает, но делать ничего не может, ничему не верит. Собственное "я" ("МОЙ интеллект") превращается в идола. Думает, что думает о Б-ге, но на самом деле - о себе.
3. Глаза вверх и сердце вверх. Пренебрежение материальным миром, заканчивающееся печально, когда материальный мир бьёт по голове. Встреча с материальным миром оказывается слишком жестокой. Типа тех, кто вошёл в Пардес и в отличие от рабби Акивы или поехал крышей или расплевался с иудаизмом.
4. Глаза вниз и сердце вниз. Еврей с энтузиазмом оперирует своей Б-жественной сущностью в продвижении всяких "измов" и собственных завиральных идей, причём достигает в этом великих успехов. Или же полная материализация своего бытия.
 
 
 
30 October 2016 @ 03:02 pm
Вот уважаемый nomen_nescio привёл историю: http://nomen-nescio.livejournal.com/1540911.html, о том как Ребе Рашаб на вопрос Предыдущего Ребе сразу после маарива на исходе Йом-Кипура, в чём служение сейчас, ответил, что надо делать тшуву. Ребе объясняет, что за время Йом-Кипура человек поднимается на более высокую духовную ступень, и его тшува, которая была вполне хороша и приемлема до конца Йом-Кипура, оказывается недостаточной в его новой духовной ситуации. Так, например, уровень ритуальной чистоты, достаточный для того, чтобы священник ел труму, недостаточен для того, чтобы ел кодашим, а достаточный для кодашим недостаточен для хатас.
Эта идея с одной стороны очень сурова. Ведь после Йом-Кипура всё служение по идее должно идти уж хотя бы не на меньшем уровне, чем во время неилы, а чаще всего получается, что, скажем, уже маарив идёт легко и быстро (как тот же номен-несио, зол зайн гезунд, заметил) и вовсе не с тем запалом, как в Йом-Кипур. И готовность пожертвовать собой ради Всевышнего в Шма Исроэль во время Неилы уже далеко не так чувствуется в маариве. Но в защиту народных масс скажу, что это можно сравнить с тем, как люди на войне не спали не ели и работали выше своих сил, а по возвращении заболевали и расклеивались. Вот во время Йом-Кипура - как на войне. Конечно, конечно, "час молитвы - час войны", но каждый - по своим силам, по своему уровню.
 
 
30 October 2016 @ 03:01 pm
Хотел сделать частью большого поста про то, как ...
Но ну его на фиг. Вот просто история. Не помню, где увидел.
Как-то знаменитый хасид Мендель Футерфас, прочитав какой-то маамар Ребе, очень воодушевился, этот маамар просто потряс его, и он подумал тут же об одном из тех молодых людей, которые нередко обращались к нему за советом, что вот этому молодому человеку этот маамар будет в самый раз, потому что вот он буквально говорит о нём, об этом молодом человеке. В общем вскоре они встретились, и реб Мендель предложил ему поучить маамар вместе, что они и сделали. Тут молодой человек очень воодушевился и сказал, что этот маамар как раз подходит одному из его друзей, и что он обязательно с тем другом эт маамар поучит. Реб Мендель огорчённо подумал, мол, я ж это для тебя хотел, это ж именно тебе нужно. А потом вдруг понял, что сам он сделал то же самое. Он подумал, как этот маамар здорово подходит всем и ему, реб Менделю, в общем, а тому молодому человеку - ещё и в частности. А надо было, чтобы "в частности" было в первую очередь ему самому, реб Менделю.
 
 
30 October 2016 @ 02:30 pm
Хочу сказать спасибо sholem, зол зайн гезунд ун штарк.
Он выставил http://sholem.livejournal.com/1236352.html рассказ р.Боруха Губницкого про празднование Суккос и, в частности, там есть вот такой отрывок:
«Домохозяин — это животное в буквальном смысле».
Речь идет о «домохозяине», у которого, конечно, есть постоянное время для изучения Торы, как хасидизма, так и Талмуда, он иногда молится долго и сосредоточенно, он едет к Ребе — но он все-таки является «животным». А почему же оно так?! Дело в том, что у домохозяина в первую очередь стоит его «я» — его существование, что он тоже что-то значит, хотя, может быть, речь идет о святой категории «я», но в конце концов, это же «я»…
Он делает хорошие вещи, приносящие пользу, полностью наполненные святостью и божественностью. Но кто же он по-настоящему — это его «я». То есть, он существует и во всем, что он делает, присутствует его «я». И это совсем противоречит смыслу творения всего мира, как это и сказано в Торе: «Я был сотворен только для того, чтобы служить своему Творцу».
Неспроста рассказывается история о Ребе РАЯЦ. Как-то на хасидском собрании в доме Ребе, его отец, Ребе РАШАБ сказал, что по определенному вопросу надо обратиться к хозяину дома. Ответил ему его сын, Ребе РАЯЦ: «Папа! Ты можешь говорить мне все позорные слова, которые существуют в мире, только не говори мне, что я домохозяин».
Так вот, прочитав это, я весьма устыдился, т.к. это обо мне. И в первый день суккос, взяв с собой рвавшуюся на мивцоим младшую дочь, отправился к моему хоршему знакомому, владельцу компании такси, за две мили (3.2 км). Для молодых и физически подготовленных это ничто, но для меня это серьёзно, без шолемовской статьи я бы и не подумал туда переться. Тем более, что чувствовалось, что собирается дождь, но в то же время было очень жарко, и я на всякий случай одел плащ и просто плавился в нём. В общем, пришли мы туда, но его на работе в тот момент не было. Его шурин работал в мастерской, он, когда жил в Израиле, родители отдали его в школу-интернат Шомрей-Эмуним (!), но через года четыре его всё это достало (слишком это было для него), и он бросил всё нафиг. Ну, лулав он всё-таки взял и благословления сказал.
Потом я спросил у партнёра моего приятеля, армянина, кто тут ещё есть еврей. Оказалось ещё двое. Тут и приятель мой пришёл с дочкой, которую забирал из школы. Есть контакт!
Идём с моей дочкой домой, по дороге какой-то агент пристаёт с рекламой спортивного центра. У нас тут святой праздник, говорю, так что покупать я ничего не буду, а вот есть ли у тебя поблизости какой-нибудь еврей? Мы его с праздником поздравим. Есть, говорит, мой непосредственный начальник. Иди туда, туда и вот так вот, и там это место, только не говори, что это я тебе про него сказал.
Пришли, народ там крутит педали стоячих велосипедов. Шелдон Шапиро тут есть? Да, говорят. Ну скажите ему, что два еврейских типа хотят его с праздником поздравить. Рассмеялись, привели. Мужик нас увидел, обалдел. Кто вам про меня сказал??!! Да на улице кто-то, не знаю кто. Мы мол его спросили, не еврей ли он, он сказал что нет, но что вот тут есть еврей Шелдон Шапиро.
Короче, шляпу с моей потной головы он не взял, но сбегал за салфеткой, покрыл голову и сказал благословения.
Так что, Шолем, 6 евреев сказали брохос на лулав в первый день праздника - на твоей совести.
 
 
19 October 2016 @ 11:00 pm
В этот Суккос была 30-я годовщина исталкуса великого раввина Зуси Вилимовского по прозвищу "Партизан". (Он таки был партизаном во время войны).
Он всегда ходил с бутылочкой водки, чтобы с любым евреем в любом месте сделать Лехаим. Он всегда писал отчёты Ребе - что видел, слышал. Для него не существовало препятствий.
В том году в Йом-Кипур умер один из Гурари. Он был очень богатым человеком и всегда покупал почётную обязанность открывать занавес Ковчега Завета для выноса свитков Торы к Кол-Нидрей. И каждый раз Ребе желал ему "до будущего года". А в прошломо году не пожелал. Гурари всё понял и стал просить: "Ребе, благословите до будущего года". Ребе промолчал. ГУрари попросил второй раз и в третий. На третий Ребе произнес "до будущего года". И вот в этом году Гурари пошел открывать Ковчег и на подходе упал и умер. Ребе проходил к своему месту, а Гурари вынесли в противоположном направлении, и Ребе проводил его взглядом.
И вот в Суккос реб Зуся сказал: я не такой разборчивый, как Гурари, чтобы такое было прямо во дворце Ребе. Мне и двора достаточно.
На исходе праздника он шёл по Кингстон к 770, ему стало нехорошо, его поддержали с двух сторон, предложили зайти в дом, где был рабби Ярославский, но реб Зуся отказался, дошёл до 770, прошёл мимо, в сукку, которая стояла во дворе, и прилёг там на скамеечку. Видя, как он побледнел, ему помогли снять капоту. Он вдуг приподнялся, надел капоту, повязал гартл, лёг и умер.
я никогда его не видел, а когда придёт вскорости сегодня Мошиах, не знаю, допустят ли меня побыть в его обществе.
UPD:
michaelkoнаписал, что всё было ещё круче:
http://ykh.livejournal.com/70791.html?thread=525959#t525959
Только это было за год до этого. Мы там были. И от имени реб Зуши были более суровые слова "Это наглость умереть около Ребе и задерживать его молитву."
 
 
19 October 2016 @ 10:18 pm
Меhудардик эсрог.
(в соц.сетях и на collive.com)

Рассказал Краун-Хайтский сойфер Йеhуда Клапман.

Однажды Эля Гросс предложил мне купить эсрог у одного человека просто потому, что тому нужна парноса. Я пошёл, но не смог найти у него эсрога по моему вкусу. Тут входит один человек, выбирает эсрог, платит и выходит. Я иду за ним и на улице спрашиваю, какой такой хороший эсрог он тут купил, я вот ничего подходящего не нашёл. Он отвечает:
"Для меня меhудардик эсрог - это дать еврею заработать на Йомтов!"
На меня это произвело впечатление, но когда мы встретились в праздник в синагоге, я из любопытства поглядел, какой он эсрог использует. Я думал, он себе купил другой (средства у него на это, слава Б-гу, есть), а тот, первый эсрог, он просто купил в плане дать цдоку. Но он использовал тот самый эсрог.
Меня это так тронуло, что я решил написать об этом Ребе, о такой Аhавас Исроэль. Немного колебаясь на этот счёт, я пошёл в секретариат Ребе и спросил, стоит ли об этом писать ему. Секретарь несколько раздражённо сказал:
"Ребе каждый день получает тонну писем, полных боли и проблем, а ты ещё спрашиваешь, написать ли историю, которая доставит ему радость и удовольствие?!"
Я пошёл к одному еврею в Краун-Хайтсе, который знаменит красивым почерком, да ещё и очень способный писатель и поэт, и он написал для менй авсё эту Мегилу, которую я и доставил секретарю.
На следующий день секретарь позвонил мне и рассказал следующее:
"Я положил твоёй письмо первым в пачке писем, которые принёс Ребе. И он тут же взял его и стал читать, а я наблюдал от дверей. Обычно Ребе читает просто сверхбыстро, но тут он читал его по слову, по строчке, и он улыбался, и чем дальше он читал, тем шире становилась его улыбка!
Твоё письмо принесло Ребе много нахас!"
 
 
 
19 October 2016 @ 09:54 pm
Сегодня на праздновании Симхас Бейс Ашоэйва в сукке Хабад хауза рабби Харитонов рассказал.
Один мальчик в еврейской школе (я так думаю, в Израиле) был очень одинок, и учение у него не шло ни в какую. Один из его учителей заметил это и начал с ним заниматься, всю душу в него вкладывал, и парень расцвёл, что называется, и учение пошло и друзья появились. Прошло несколько лет, и в каком-то из старших классов он задал вопрос учителю (другому, не тому, который был в начальных классах): Сказано в Талмуде (Авода Зара 12б), что Всевышний играет с Левиафаном 3 часа в день. Что это значит? К чему это?
Хорошего ответа у учителя не было (стандартные аллегорические ответы ни его, ни ученика не удовлетворили), и вместо того, чтобы сказать - не знаю, он отмёл вопрос, типа, нечего тут обсуждать.
Это очень задело парня, что-то у него в голове повернулось, он начал чувствовать неприязнь к еврейству и в конце концов офраел. Стал учиться нееврейским наукам и стал доктором.
Прошли годы, и как-то раз у его знакомых пропал сын (я так понял, не очень слышно было в сукке), и этого доктора так это встревожило, что он обещал Ашему, если мальчик найдётся, он снова будет соблюдать. И мальчик нашёлся.
Один из докторов в месте, где работал наш герой, был религиозный, и он, наш герой, начал с ним плотно общаться на предмет иудаизма и начал возвращаться к соблюдению. А тот религиозный доктор всегда все совещания начинал с двар Тойро.Или сам или других подначивал на это дело. И вот на одном собрании наш герой говорит - у меня есть двар Тойро! И задаёт этот вопрос про Левиафана. И никто на этот вопрос не может ответить. Религиозный доктор идёт домой и встречает своего друга хабадника и рассказывает ему о нашем герое и обн этом вопросе. А хабадник вдруг застывает с открытым ртом.
Оказывается, когда-то давно он был на йехидусе у Ребе, они обсуждали всякие вопросы жизни этого хабадника, и вдруг ни с того ни с сего Ребе у него спрашивает: Сказано в Талмуде, что Всевышний играет с Левиафаном 3 часа в день. Что это значит? К чему это?
Хабадник не знал, что ответить, и Ребе ему сказал:
Когда Всевышний сотворил мир, Он среди других каждой твари по паре создал двух Левиафанов, но если бы они оба остались, мир не смог бы содержать их потомство, поэтому Всевышний убил Левиафаншу. А теперь Левиафану одиноко и грустно, поэтому Всевышний с ним играет 3 часа в день.
И вот хабадник теперь понимает, зачем Ребе ему это рассказал - чтобы подбодрить того самого нашего героя. И таки на него это произвело велилкое впечатление, он даже, услышав это объяснение, расплакался прилюдно (при религиозном докторе, передавшем ему всю эту историю и объяснение), и на душе у него стало тепло, и стал он служить Всевышнему бесимхо уветув лейвов.
 
 
08 October 2016 @ 10:54 pm
Беня Окунев начал свой двар-Тойро с этого:
Один мужик приходит на Кол-Нидрей, думает - а чего это я буду тут в грехах каяться, "Ал Хет" говорить? Ничего такого я за этот год не сделал, ничего я не грешил, всё у меня было здорово.
Ладно, думает, сейчас исправим.
Выходит на улицу, видит, другой мужик идёт, этот, безгрешный, ему с ходу - хлоп кулаком в лоб! Тот свалился, лежит, а сверху, с балкона женщина кричит: Ох, господин хороший, вы даже не представляете, какую великую мицву вы сделали!

Гмар хасимо тойво!
Tags:
 
 
04 October 2016 @ 10:48 pm
Рабби Харитонов в первый день рассказал историю, которую он слышал от Шмуэля Бутмана. Сразу чувствовалось, что история должна быть знаменитой. Так и оказалось - мои дочки обе её слышали. А я - нет. Вот и расскажу, а кто уже знает - я не виноват.
В 50-е годы у одной пары не было детей. 10 лет прошло со свадьбы, а детей нет. Муж решил сделать так - пойти в Рош-Ашоно в 770 и во время трубления в шофар изо всех сил мысленно просить Всевышнего о детях и не сбиваться с этой мысли, просить и просить о детях.
Как известно, Ребе трубил в шофар сам. Он раскладывал перед собой, кажется, 3 шофара, накрывал их салфеткой, передававшейся ещё от Цемах-Цедека, вообще, говорят, вся процедура была очень духовно интенсивной и мощной.
Бездетный муж пришёл в синагогу, дождался, когда Ребе произнёс благословения, и начал изо всех сил думать что-то вроде "Всевышний, пошли нам детей, пожалуйста, пошли, пошли нам пожалуйста детей".
А тем временем Ребе подносит шофар к губам, и ничего не получается. Никакого трубления. Идёт время, народ волнуется - понимают, что у Ребе ничего просто так не происходит. Ребе откладывает шофар, берёт другой - то же самое: ничего не получается. Берёт третий.
Бездетный отец начинает думать: "А вдруг это из-за меня? А вдруг нам не положено, и я тут настаиваю, и это держит небеса? А если из-за меня весь мир не может получит благословения, которые приходят особенно через трубление Ребе?!" Время идёт, напряжение нарастает, бездетный отец в ужасе думает: "Всё, всё, всё!!! Владыка мира! Я отказываюсь от моих просьб! Пусть только у всех будет хороший год!"
И только он это подумал, трубление у Ребе пошло чисто и гладко и все трубные звуки прошли как по маслу.
Закончилась молитва, бездетный отец выходит из синагоги, он не уверен, действительно ли всё это было из-за него, но зато он уверен, что от ребёнка он отказался сознательно в душе. И поэтому он горько плачет.
Но через пару-тройку месяцев оказывается, что его жена беременна, и в срок у них рождается ребёнок.
Когда ребёнку было где-то около двух лет, отец взял его однажды на исходе какого-то праздника на "кос шел брохо", когда Ребе разливает всем желающим (тысячам) вино, на которое он произносил благословения hАвдалы.
Подходит он к Ребе, Ребе смотрит на него и на ребёнка пронзительно и говорит: "Аааа, так вот это шофарный ребёнок?"
 
 
01 October 2016 @ 10:24 pm
כתיבה חתימה טובה לשנה טובה ומתוקה
Неоригинально, но от всей души.
 
 
(рассказал р.Шолом Бер Авцон со слов своего дяди р.Эли Хаима Ройтблатта лбх"л).
Пришёл к еврею дворянин и попросил одолжить 1000 рублей на год. Еврей был беден, сказал не может. "А ты одолжи у других, дело верное, верну 1500".
Еврей пошёл советоваться с Алтер Ребе. Тот сказал - "вперёд!".
Одолжили еврею денег другие евреи, , кто по рублю, богачи - по двадцать пят,думали, у него какое-то дело наклюнулось, наскрёб он тысячу. Пришёл дворянин, еврей говорит, надо расписку со свидетелями, тот показывает документ, что уже приготовил: смотри, читай, всё правильно?" "Всё". Отдал деньги (без свидетелей), год начался, видят - он ничего вроде как не делает, ведёт прежнюю жизнь. Ему говорят, мол, как там с долгами? Он отвечает, мол, не волнуйтесь, всё идёт как надо, отдам деньги без проблем. И так уверенно, что всем спокойно.
Кончается год, от дворянина нет вестей, еврей едет в Петербург, куда этот дворянин переехал ранее, идёт к нему домой, привратник ему"Куда?" "Частное дело с хозяином, должитеь, что я тут". "Подождите в прихожей". Ждёт, вдруг входят полицейские, связывают его и везут (без суда!) в Сибирь.
Его семья не знает, куда он отправился, про то, кто у него брал заём, тоже не знают. А что скажут те, кто ему деньги одолжил? Что он своровал и удрал? А главное - где тут благословение Ребе?!
Read more...Collapse )
 
 
 
21 September 2016 @ 11:54 pm
Тут вот мне сказали, что теория относительности вовсе не означает относительность.
Что мол, только Ребе применяет этот принцип к неинециальным системам отсчёта. И что-то я в непонятках.
Нужно ли переписать вот этот раздел в википедии:?
где сказано:
"Часто в физике какую-либо СО считают наиболее удобной (привилегированной) в рамках решения данной задачи — это определяется простотой расчётов либо записи уравнений динамики тел и полей в ней. Обычно такая возможность связана с симметрией задачи.
С другой стороны, ранее считалось, что существует некая «фундаментальная» система отсчёта, простота записи в которой законов природы выделяет её из всех остальных систем. Так, Ньютон считал выделенной системой отсчёта абсолютное пространство, а физики XIX века полагали что, система, относительно которой покоится эфир электродинамики Максвелла, является привилегированной, и поэтому она была названа абсолютной системой отсчёта (АСО). Окончательно предположения о существовании привилегированной системы отсчёта были отвергнуты теорией относительности. В современных представлениях никакой абсолютной системы отсчёта не существует, так как законы природы, выраженные в тензорной форме, имеют один и тот же вид во всех системах отсчёта — то есть во всех точках пространства и во все моменты времени. Это условие — локальная пространственно-временная инвариантность — является одним из проверяемых оснований физики.
Иногда абсолютной системой отсчета называют систему, связанную с реликтовым излучением, то есть инерциальную систему отсчета, в которой реликтовое излучение не имеет дипольной анизотропии."
(обратите внимание, что систему, связанную с реликтовым излучением называют абсолютной не потому, что в ней другие физические законы, а по соглашению.) (также на вопрос о том, что если солнце вращается вокруг земли, оно летает быстрее скорости света - согласно самому принципу, что скорость света - предельная для любых физических взаимодействий, разделённые в пространстве объекты не могут рассматриваться "одновременно" - это для них физически бессмысленно.)
Ну или вот что сам Эйнштейн пишет в популяризаторской форме (с соавтором, который, видимо, помогал облечь это в доступную массам форму):
"Проблема формулирования физических законов для всякой системы координат была разрешена так называемой общей теорией относительности; предыдущая теория, применяемая только к инерциальным системам, называется специальной теорией относительности.Эти две теории не могут, разумеется, противоречить друг другу, так как мы всегда должны включать установленные ранее законы специальной теории относительности в общие законы для неинерциальной системы. Но если раньше инерциальная система координат была единственной, для которой были сформулированы физические законы, то теперь она будет представлять особый предельный случай, поскольку допустимы любые системы координат, движущиеся произвольно по отношению друг к другу."
 
 
18 September 2016 @ 09:35 pm
Рабби Йоси Морозов, посланник в Кливленде, штат Огайо, начал искать здание побольше, так как деятельность его и посещаемость мероприятий росли. И на продаже оказалось здание, принадлежавшее Идишскому рабочему кружку, чьи два главных конька - идиш и профсоюзная деятельность. Такие вот динозавры с начала прошлого века дожили до сих пор.
Морозов был знаком с несколькими членами правления кружка, поскольку нередко давал им уроки Торы на идиш, и, видимо, привлекательность идиша перевешивала для этих социалистов непривлекательность Торы. Морозов сделал свою ставку в торгах и выиграл. Ставка была 250000, откуда взять деньги, он пока не знал. А в принятии его предложения правление, состоявшее из 15-и человек, большинством проголосовало "за", но двое были против, причём настолько против, что пригрозили выйти из правления и вообще расплеваться со всеми, если здание продадут Хабаду. Морозов с ними знаком не был, кстати говоря. В общем, ситуация была неприятная, хотя голосование есть голосование, и решение было принято, но Морозову сообщили обо всем произошедшем.
Голосование было в четверг, а в воскресенье он полетел в Нью-Йорк на Оэль Ребе, причём между полетами у него было всего два часа, так что он быстро съездил на Оэль попросить благословения на то, чтобы и деньги найти и чтобы не было плохих чувств у другой стороны, вернулся в аэропорт и в самолёт зашёл последним.
Его место было у окна, а на соседних двух местах сидела пожилая пара. Он сунулся было к своему месту, но заметил другое свободное место и сел через проход. Пожилой человек, видя его бороду и шляпу, сказал "А данк". Морозов ответил. Они разговорились.
- Моя фамилия Шарф, - представился пожилой.
- Ага, сказал Морозов, - а вас (его спутницу), очевидно зовут Эвилин.
Это была та самая пара, которая была так против его покупки.
Полёт длился час. Кконцу его они не только были полностью "за", но исделали хорошее пожертвование. Откуда Морозов достал остальную сумму, история умалчивает.
P.S. Вначале я ошибся. Это был не Шемтов из Толедо, а Морозов из Кливленда.
 
 
В Айом-йоме за 6 Швата говорится: "Мой отец (Ребе Рашаб) писал, что слышал от имени Алтер Ребе о том, что еврейские мудрецы прошлых лет - до Таза и Шаха включительно - составляли свои труды, озаренные Б-жественным вдохновением (руах акойдеш)..."
И Ребе Рашаб объяснил, что отсюда можно ответить на вопрос, когда мы комментируем мудрецов прошлых лет и выводим хасидские, например, идеи из их писаний, можем ли мы быть уверены, что они имели это в виду? И ответ в том, что может быть и не имели, но так как писали под руах акойдеш, эти идеи в их писаниях вполне содержатся самым настоящим образом.
А клоц каше - что же мы, считаем что они хас вешолом как те, о ком в Талмуде говорится "маг бормочет и сам не знает, что бормочет".
Тогда получается, что Моисей был тоже так - ведь мы знаем, как он попал на урок рабби Акивы и не понимал, что там происходит, а рабби Акива показал, как всё следует из Торы Моисея. И, опять же, "Новая Тора от Меня выйдет" - мы знаем, что законы будут те же, но понимание - на совершенно другом уровне. Так что, выходит, вообще вся наша Тора - магическое бормотание?
Но это, конечно, клоц-каше, потому что ученик, который бормочет борайсу или мишну как подтверждение псака, если не понимает точного прямого смысла мишны или борайсы, даже если его псак правильный - это магическое бормотание, поскольку мишна/борайса у него не исполняет свою непосредственную роль источника алахического решения. А мы говорим о том, когда непосредственную роль слова мудреца уже выполнили, и из них ещё извлекаются дополнительные вещи.
 
 
25 August 2016 @ 09:44 pm
Хотя homo homini lupus
est,
что еврей, что араб смачно хумус
ест.
Tags:
 
 
24 August 2016 @ 11:10 pm
Conspiracy theory.
Поклонники Сандерса очень недовольны, что он поддержал Клинтоншу. И что купил 3-й дом.
Но вот, учитывая 90 подозрительных смертей тех, кто мог что-то раскрыть про клинтоновские делишки, что-то мне думается, что старикану могли намекнуть или прямо сказать - дом или 9 граммов?
 
 
 
Сегодня после шахариса говорю Мешуламу Холцману:
- Расскажи хасидскую историю для поднятия духа.
(Представляю, как морщится nomen_nescio, мол что это - после молитвы ещё поднятие духа? Что это за молитва тогда такая?!)
Мешулам говорит:
- Ты что, не слышал, тут сидел хасид польский, рассказал?
- Нет, не слышал.
А история такая.
Белзский ребе (как я понял, 100 лет или больше назад) оказался в Вене. Заходит в шабос в синагогу, там никого нет, вдруг слышит, кто-то учится вслух, да так красиво, что дух захватывает.
Посмотрел ребе, а это содат какой-то. Ребе спрашивает, мол, что ты тут и как? Он говорит, когда его призвали, он стал молиться, чтобы Всевышний сделал так, чтобы он мог соблюдать субботу. И таки он попал на службу помощникомо какому-то генералу, который давал ему один день в неделю выходной по его усмотрению, ну и он взял, естественно, субботу. И решил, что раз Всевышний ему так помог, он весь день будет изучать Тору.
- Из-за таких, как ты, Мошиах не приходит, - сказал ему ребе и объяснил: Всевышний имеет такой гешмак от его учёбы в голусе, что вот пожалуйста.
Разозлила меня эта история. Мы тут во всём этом по уши, а у Него - гешмак??!!!
 
 
То там, то сям говорится, мол, вот сделают евреи тшуву, тут и будет счастье.
Как вам вот такой пример.
Отец дал любимому сыну красивейший и дорогущий костюмчик, говорит: "Пользуйся на здоровье, только аккуратно, в футбол уж точно не играй, да вот особенно вон туда не ходи, там грязища, да и небезопасно. Ну, сын на радостях со своим костюмчиком забегал туда-сюда, слегка запачкал, но думает, ничего отряхнусь, продолжает бегать, забежал, кода отец предупреждал не ходить, и провалился в яму с грязью (ну, назовём это грязью), костюмчик порвал и весь в этом самом, сам весь в этом самом, тонет, кричит: "Папа, папа!!!" Папа прибежал, вытащил, зажав нос. Стоят друг напроитив друга, пап ему: "Ну, я ж предупреждал тебя. Ладно ты сам это сделал, должен отвечать за свои поступки. Иди и сам вымойся и костюм почисти и зашей". А сыну и больно и стыдно, так что у него просто всё эмоционально и ментально заклинило, он стоит, не двигается, плачет, на отца не смотрит. Отец посмотрел, посмотрел на это дело, взял его за руку, привёл домой, отмыл, костюм  в химчистку отдал, почистили его, зашили, лучше новенького выглядит. Отдал отец почищеный костюм почищеному сыну, тот обнял отца и поцеловал.
Tags:
 
 
Р.Харитонов рассказал с чьих-то слов.
В 2010-м году мама звонит сыну - Белзскому, вроде бы, хасиду и с ужасом кричит, что у его сестры обнаружили йену махлу. После короткого молчания сын говорит вдруг спокойно и уверенно, что всё будет в порядке. Престарелая мама в шоке, мол, ты вообще понял, что я тебе сказала? Понял, понял.
И рассказывает, что за несколько дней до этого ему друг семьи передал (или показал) письмо, которое Ребе написал его отцу в 1976-м году. Как это письмо попало к этому другу, история умалчивает, но сама семья, включая маму и сына, это письмо никогда не видели.
Отец, видимо, несмотря на свою белзскость, общался с Ребе, и в 1976-м написал ему письмо с множеством пунктов, в одном из них говорил, что его дочке (у которой вот сейчас обнаружили то, что обнаружили), исполнилось четыре года, и она начала зажигать субботние свечи. И Ребе отвечал благословением и добалял: "Умазоло йоир", что можно понять как благоловение "И да засияет её мазал", и как обещание "Её мазал засияет".
Отец это письмо семье не показывал, а потом в начале 2000-х умер, и оно всплыло вот только за несколько дней до неприятных известий.
Сын, поражённый такой ашгохо протис, был уверен, что всё будет в порядке, и действиутельно. Сестре сделали операцию, и вот до сих пор - 2016-й на дворе - никаких следов нет.
 
 
Р. Харитонов пересказал, что вроде как где-то напечатано со слов р.Мордехая Элияу.
(пара странных моментов присутствует).
Некая сладкая парочка влюблённых из Израиля путешествовала по США и в процессе решила пожениться. Ну и решили ради почему бы и нет получить благословение Ребе. Тогда ещё можно было зайти на йехидус, что они и сделали - получили свою очередь и пришли на аудиенцию.
Ребе их выслушал и сказал - вы ведь из Иерусалима? Там есть молодой судья, р.Мордехай Элияу, обратитесь к нему.
Сладкая парочка не знала, что это очень необычное дело, чтобы Ребе благословения не дал да ещё и отправил за этим делом куда-то к кому-то, решили, что это в порядке вещей, типа Ребе распределяет обязанности, ну и когда вернулись в Израиль, пошли к р. Мордехаю Элияу. Р.Мордехай Элияу очень удивился, когда они сказали, что пришли к нему по указке Ребе. Ну, стал расспрашивать, а как вас зовут, а имена родителей.
И тут оказалось, что за несколько дней до этого к нему приходил отец девушки и с плачем спрашивал, не может ли тот чем-либо помочь, поскольку его ЗАМУЖНЯЯ дочь удрала из дома с неким молодым человеком и путешествует по Америке. А знает ли отец, что за молодой человек? Да, вот его имя, вот имена его родителей, а вот имя нашей дочери и наши имена.
Р. Мордехай Элияу, естественно, вместо благословения "вложил им ума куда следовает", а сам, потрясённый таким проявлением руах акойдеш у Ребе, проникся.
Я, послушав историю, поразился, что девица была настолько без башни, что с таким багажом обратилась к Ребе за брохой, но, видать, нет предела совершенству.
 
 
31 July 2016 @ 01:07 pm
Р.Харитонов обыкновенно читает со свитка Торы у нас в будни. На праздники это делает его сын Йоси. Я, когда в городе, стою рядом и "дирижирую", т.е. показываю знаки кантиляции разными традиционными жестами. Перед главой Пинхас р.Х. шепчет: "У тебя сегодня много работы", мол он не очень помнит. С 5-й алии я ему шепчу, мол, всё, опускаю руки, он это каждый рош-ходеш читает. На 6-й он мне - мол, давай, работай. Вспоминаю, что на праздники читает обыкновенно его сын Йоси. Покровительственно смотрю на Йоси и понимающе протягиваю: "ааааа".
После давенинг Йоси говорит мне, что это упоминание праздников навело его на хидуш, что глава Пинхас читается или перед самыми 3-мя неделями или в начале 3-х недель, поскольку когда придёт Мошиах, с Б.п. сейчас, все 3 недели станут праздником.